Принципы устройства компьютера
Принципы устройства компьютера :
- состав основных компонентов вычислительной техники;
- принцип двоичного кодирования;
- принцип адресности памяти;
- принцип иерархической (многоуровневой) организации памяти;
- принцип хранимой программы;
- принцип программного управления.
Архитектура фон Неймана
Джон фон Нейман (1903-1957) - венгеро-американский математик еврейского происхождения, сделавший важный вклад в квантовую физику, квантовую логику, функциональный анализ, теорию множеств, информатику, экономику и другие отрасли науки.
Наиболее известен как человек, с именем которого связывают архитектуру большинства современных компьютеров (так называемая архитектура фон Неймана), применение теории операторов к квантовой механике (алгебра фон Неймана), а также как участник Манхэттенского проекта и как создатель теории игр и концепции клеточных автоматов.
Архитектура компьютера - это общие принципы построения конкретного семейства компьютеров(PDP, ЕС ЭВМ, Apple, IBM PC, ...).
К архитектуре компьютера относят:
- принципы построение команд и их кодирование;
- форматы данных и особенности их машинного представления;
- алгоритм выполнения команд программы;
- способы доступа к памяти и внешним устройствам;
- возможности изменения конфигурации оборудования.
К архитектуре НЕ относят особенности конкретного компьютера: набор микросхем, тип жесткого диска и др.
Принцип двоичного кодирование:
Все данные хранятся в двоичном коде
Принцип адресности памяти:
Принцип адресности памяти:
- оперативная память состоит из отдельных битов;
- группы соседних битов объединяются в ячейки;
- каждая ячейка имеет свой адрес(номер);
- нумерация ячеек начинается с нуля;
- за один раз можно записать или прочитать только целую ячейку.
- размеры ячеек: у первых ЭВМ - 36, 48, 60 битов, сейчас - 8 битов
Память с произвольным доступом
RAM = Random Access Memory(чтение данных их ячеек и запись в них в произвольном порядке).
- ОЗУ - оперативное запоминающее устройство (оперативная память).
- ПЗУ - постоянное запоминающее устройство.
ROM = Read Only Memory(содержит программное обеспечение для загрузки и тестирования компьютера; запись запрещена).
Иерархическая организация памяти
Требования к памяти:
Иерархическая организация памяти
Требования к памяти:
- большой объем;
- высокая скорость доступа.
Эти требования противоречивы!
- использование несколько уровней памяти: внутренняя память(небольшой объем, высокое быстродействие), внешняя память(большой объем, низкое быстродействие).
Принцип хранимой программы
Код программы хранится в ПЗУ или во внешней памяти и загружается в ОЗУ для решения задач.
Программа хранится в единой памяти вместе с данными.
Принцип программного управления
- программа - это набор команд;
- команды выполняются процессором автоматически в определенном порядке;
Счетчик адреса команд - это регистр процессора, в котором хранится адрес следующей команды.
IP (Instruction Pointer) в процессорах Intel.
Основной алгоритм работы процессора:
- Выбрать команду;
- Записать в счетчик команд адрес следующей программы;
- Выполнить команду;
- Перейти к пункту №1.
Начальный адрес может заносится:
- вручную(в первых ЭВМ);
- из ПЗУ, аппаратно(тестирование, потом передача управления загрузчику операционной системы).
Комментариев нет:
Отправить комментарий